Версия сайта для слабовидящих

программа

                                                                                   СООТВЕТСТВУЕТ

                                             ФГОС

 

 

ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТ РОЖДЕНИЯ

ДО ШКОЛЫ


 

 

 

 

 

 

Под редакцией

Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательство

МОЗАИКА СИНТЕЗ

Москва, 2015

 

ББК 74.100

УДК 373.2

 

 

Руководители авторского коллективадоктор психологических наук, профессорН. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образованияТ. С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСРМ. А. Васильева.

 

АвторыН. А.Арапова-Пискарева;К. Ю. Белаякандидат педагогических наук; М. М. Борисовакандидат педагогических наук;А. Н. Вераксакандидат психологических наук;Н. Е. Вераксадоктор психологических наук,Т. В. Волосовецкандидат педагогических наук;В. В. Гербовакандидат педагогических наук;Н. Ф. Губановакандидат педагогических наук;Н. С. Денисенковакандидат психологических наук; Э. М. Дорофеевагенеральный директор издательства «Мозаика-Синтез»;О. В. Дыбинадоктор педагогических наук;Е. С. Евдокимовакандидат педагогических наук; М. В. Жигоревадоктор педагогических наук;М. Б. Зацепинадоктор педагогических наук;И. Л. Кирилловкандидат педагогических наук;Т. С. Комарова доктор педа- гогических наук;Е. Н. Кутеповакандидат педагогических наук;Л. В. Куцаковапедагог методист;Г. М. Ляминакандидат педагогических наук;В. И. Петровадоктор педагогических наук;Л. Ф. Самборенко кандидат педагогических наук;О. А. Соломенниковакандидат педагогических наук;Э. Я. Степаненковакандидат педагогических наук;Т. Д. Стульниккандидат педагогических наук;С.Н. Теплюккандидат педагоги- ческих наук;О. А. Шиянкандидат педагогических наук.

 

 

 

 

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.

Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

 

 

© Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2015

ISBN 978 5 4315 0679-6            © «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2015

 

 

Авторский коллектив

программы

 

Руководители

авторского коллектива

Веракса Николай Евгеньевичдоктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование».

Комарова Тамара Семеновнадоктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова.

Васильева Маргарита АлександровнаЗаслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).

 

Авторский

коллектив

Арапова-Пискарева Наталья Александровна(«Формирование эле-

ментарных математических представлений»).

Белая Ксения Юрьевнакандидат педагогических наук, профессор  («Формирование основ безопасности»).

Борисова Марина Михайловнакандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования» («Формирование начальных пред- ставлений о здоровом образе жизни»).

Веракса Александр Николаевичкандидат психологических наук, доцент  («Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Веракса Николай Евгеньевичдоктор психологических наук, профессор, («Пояснительная записка», «Возрастные особенности детей», «Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Волосовец Татьяна Владимировнакандидат педагогических наук, профессор («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Гербова Валентина Викторовнакандидат педагогических наукРазвитие речи», «Приобщение к художественной литературе», «Примерный список литературы для чтения детям»).

Губанова Наталья Федоровна—кандидат педагогических наук, доцент  («Развитие игровой деятельности»).

Денисенкова Наталья Сергеевнакандидат психологических наук, доцентРебенок в семье и сообществе», «Ознакомление с социальным миром»).

Дорофеева Эльфия Минимулловнагенеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ » (разработка структуры программы«Отличительные особенности программы „От рождения до школы"»,«Особенности организации предметно-пространственной среды»).

Дыбина Ольга Витальевнадоктор педагогических наук, профессор,  («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром»).

Евдокимова Елена Сергеевнакандидат педагогических наук, доцент, («Взаимодействие детского сада с семьей»).

Жигорева Марина Васильевнадоктор педагогических наук, профессор  («Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям))».

Зацепина Мария Борисовнадоктор педагогических наук, профессор, («Музыкальная деятельность», «Культурно-до- суговая деятельность», «Примерный перечень развлечений и праздников», «Примерный музыкальный репертуар»).

Кириллов Иван Львовичкандидат психологических наук; доцент («Рекомендации по написанию основной программы»).

Комарова Тамара Семеновнадоктор педагогических наук, профессор,  («Пояснительная записка», «Приобщение к искусст- ву», «Изобразительная деятельность», «Сенсорное развитие», «Трудовое воспитание»).

Кутепова Елена Николаевнакандидат педагогических наук, («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Куцакова Людмила Викторовнапедагог методист, («Конструктивно-модельная деятельность»). 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

 

 

Цели и задачи

реализации Программы

 Программа «От рождения до школы» (далееПрограмма)

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программысоздание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

•забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-

ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-

ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-

стоятельности и творчеству;

•максимальное использование разнообразных видов детской де-

ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-

тельно-образовательного процесса;

•творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

•вариативность использования образовательного материала, позво-

ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-

тями каждого ребенка;

•уважительное отношение к результатам детского творчества;

•единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-

разовательного учреждения и семьи;

•соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-

ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании

образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

 

 

Принципы и подходы

к формированию  Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция

образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции

отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принциперазвивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио- нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб- щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель- ная ценность, высокий художественный уровень используемых произ- ведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

•соответствует принципу развивающего образования, целью которо-

го является развитие ребенка;

•сочетает принципы научной обоснованности и практической примени-

мости (содержание Программы соответствует основным положениям возрас-

тной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может

быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-

ного «минимума» материала);

•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников;

•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

•основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

•предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-

ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь- ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-

твии со спецификой дошкольного образования;

•предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь-

никами и ведущим видом их деятельности является игра;

•допускает варьирование образовательного процесса в зависимости

от региональных особенностей;

•строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз-

растными дошкольными группами и между детским садом и началь-

ной школой.

 

 

Отличительные особенности

Программы

Направленность на развитие

личности ребенка

Приоритет Программывоспитание свободного, уверенного в себе

человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

 

Патриотическая направленность

Программы

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патри-

отических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россиявеликая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

 

Направленность нанравственное воспитание,

поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как

любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках сле- довать положительному примеру.

 

 

 

Нацеленность

надальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,

стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизнишколе, институте и др.); по- нимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирова- ние отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

 

Направленность на сохранение

и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспи-

тателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

 

Направленность на учет

индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия

каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

 

Особенности структуры

Программы

Наиболее существенной структурной характеристикой программы

«От рождения до школы» является принцип подачи материаласодержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрас- тным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть