Версия сайта для слабовидящих

Упражнения для развития мелкой моторики детей раннего возраста. Старший воспитатель - Шраменко М. П.

«Разноцветные прищепки».

Разноцветные бельевые прищепки — готовый тренажер. Многократное повторение движения разжима­ния / сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус.

«Прищепки на веревке».

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. На каждый ударный слог ребенок прицепляет прищеп­ку к веревке:«Прищеплю прищепки ловко. Я на мамину веревку».

Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»).

Пальчиковые бас­сейны представляют собой открытые резервуары, заполненные раз­личными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными ша­риками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение — механичес­кое воздействие на нервные окончания, расположенные на кон­чиках пальцев. Используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3—5 мин.

Пальчиковый массаж.

Упражнения с мячиками.

Существует большое количество различных приспособлений для микромас­сажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с ши­пами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улуч­шают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удо­вольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопро­вождая действия словами, например:Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?»

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов — карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими пред­метами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, ско­роговорок и чистоговорок.

                    

Упражнения с карандашом    

Срочно сделать мы успели
Самолет другой модели.
Мы над лесом полетим,
 Облака достать хотим.

Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть примерным научу.

Упражнения с грецким орехом

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.

Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает один вокруг другого.

Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимна­стика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бусинки.

Упражнения с волчками.

Это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запуска­ния волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движе­ния пальцев и кисти.

Упражнение «Резиночка».

Направлено на повышение упруго­сти ручной мускулатуры. Для этого можно использовать резинку для волос диаметром 4—5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передви­нуть резинку на 360° сначала в одну, потом в другую сторону. Уп­ражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.

Игры с бусинками.

Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совер­шенствованию координации системы «глаз — рука».

Игра «Мозаика».

 Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры-Шнуровки.

По-настоящему зашнуровать ботинок — дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развиваются гла­зомер, внимание, укрепляются пальцы и вся кисть руки, что создает оптимальнее предпосылки к подготовке руки к письму и разви­тию усидчивости. Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуются плотный картон, дырокол и разноцветнее шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, созда­вая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

Создание картин из макарон и круп (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек).Работа с этими материалами способствует разви­тию навыка художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят макаро­ны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить — получится фантастическая композиция.

Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой мото­рики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улуч­шают внимние, память, слуховое и зрительное восприятие, вос­питывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практичес­кую деятельность.