Версия сайта для слабовидящих

Консультация для педагогов «Обучение рассказыванию старших дошкольников» (26.03.2018 г.) Старший воспитатель - Соломко Т. С.

Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог, помогает общаться среди людей. Процесс этот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии процесса рассказывания у дошкольников сегодня особенно актуален.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – книга, которая сама рассказывает или диски с мультфильмами . Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.

Работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Многие педагоги  используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений, и по изобразительной деятельности. В таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но при этом сужаются возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи.

Между тем,  для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения, связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Основной формой обучения детей рассказыванию является занятие. К занятию определяются задачи, методы и приемы. Затем планомерно идет усвоение объема знаний, умений, навыков посредством других форм детской деятельности (игры, драматизации сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).

При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступают следующие методические приемы:

- чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;

- рассказ: по плану-схеме; по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества (языковая трансформация); после деформированного текста.

- упражнения: лексико-грамматические; специально - коррекционные, эмпатические.

- технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения.

- моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).

Начинать работу можно с ведения игровых обучающих ситуаций, (где модели еще не вводились) где дошкольникам предоставлялась возможность не только обучаться умению рассказывать по картине, но и проявить свое творчество, для этого можно использовать комплекс игр, предложенных известными авторами: Кузнецовой А.Б., Сидорчук Т.А. (Приложение)

 

Комплекс игр, предложенных известными авторами: Кузнецовой А.Б., Сидорчук Т.А. (Приложение)

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо - плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объект. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали, развернуто и доказательно. Примеры: Собака - дом. «Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку». Веревка - собака. «Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и «хорошо, потому что веревка удерживаете ее у дома, который должна сторожить собака».

Игра «Живые картинки»

Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое место вхождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5 - 7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры

Распределение ролей: дом - Оля, будка - Лена, собака - Вася, ель - Оксана, веревка - Федя. Дом - Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края. Будка - Лена: Позади меня дом, а впереди - собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом. Ель - Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома - в лесу. На ковре я встану позади дома. Собака - Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой. Веревка - Федя: Я - веревка и соединяю будку и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и собакой.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать».

Цели: учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов. Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу.

2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи сноп зубки. Молодец! Не то, что вон братцы, которые только и знают, что играть».

Игра «Ищу родственников».

Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:

природный мир - рукотворный мир;

живая - неживая природа;

целое - частное;

по месту нахождения.

Например: Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко - природный мир. Будка, миска, дом, веревка - рукотворный мир. Собака, щенки, трава - живая природа. Небо, земля - неживая природа. Крыша, труба, окна, стены - дом. Голова, туловище, ноги, хвост - собака. Береза, ель, кусты, трава - опушка леса. Собака, щенята, будка, пища - лужайка перед домом. Дом, будка здание, «сооружение. Миски глубокая и мелкая - посуда.

После проведения подготовительной работы, можно переходить ко 2 этапу, непосредственно к моделированию.