Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Музыкальный руководитель

ср, 09/04/2025 - 17:02

Музыкальный руководитель Окинчук И.В. 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
В ДЕТСКОМ САДУ

Что такое утренник?
Утренник в детском саду — это мероприятие, обычно проходящее в
первой половине дня (младший возраст), имеющее своей целью показать,
чему научились дети за прошедший учебный период. В первую очередь - это
праздник для ребенка. Мы стараемся сделать их яркими, красочными и
веселыми.
По какому принципу определяется дата и время проведения
утренника?
Дата проведения утренника определяется в соответствии с планом
мероприятий. Утренники всегда проводятся с утра, на то они и утренники.
Исключение иногда делается для подготовительных групп. По времени в
первую очередь проводятся утренники у детей младшего дошкольного
возраста, далее по возрастам.
Почему на одни утренники приглашают родителей,
а на другие нет?
Утренник — это одна из форм работы с детьми. Помимо утренников в
детском саду проходят: развлечения, досуги, театрализованные
представления, тематические занятия, спортивно-музыкальные досуги. В
нашем детском саду с родителями проводятся:
• «Праздник осени» и «Новый год» (кроме младшего возраста, так как
дети еще не адаптированы к условиям детского сада);
• «23 февраля» (старший возраст) родители приглашаются на
усмотрение музыкальных руководителей и администрации;
• «8 марта» (все возрастные группы);
• «Выпускной бал».
Как распределяются роли, сольные номера и стихотворения на
утреннике?
Воспитатели и музыкальный руководитель на свое усмотрение
выбирают детей для определенного номера или роли (певческие данные,
дикция, чувство ритма, раскрепощенность).
Так как количество главных ролей, стихотворений ограничено, то
воспитатели и музыкальный руководитель по возможности стараются, чтобы
ребенок, которому не досталось роли или стихотворения на одном утреннике,
получил их на другом. Воспитатели и музыкальный руководитель могут не
задействовать ребенка в сольных номерах, если он непосредственно перед
утренником не посещал репетиции. Это не значит, что ребенок будет просто
сидеть на стульчике, он обязательно будет задействовать общих номерах и
играх. Стихотворения и переклички не могут занимать по времени половину
утренника, а являются лишь его малой частью. Вот почему не все дети
читают стихотворения на утреннике. Чтение стихотворений — это не
единственный вид детского выступления. Часто родители огорчаются, что
ребенку не дали стихотворение, а ребенок в этом утреннике исполняет
сольный танец или песню, участвует в сценке или является ведущим в игре.
Это гораздо сложнее и требует более серьезной подготовки.
Роль или стихотворение могут передать другому ребенку в случаях,
если:
- родители не закрепляют с ребенком материал дома, ребенок приходит
на репетиции не подготовленным;
- ребенок готовился, но непосредственно перед утренником заболел.
В таких случаях воспитатели вынуждены передать роль или
стихотворение другому ребенку и на утреннике будет выступать именно он.
Постарайтесь объяснить ребенку, что он не зря готовился и ему еще
представится возможность выступить. После каждого утренника в детском
саду устраивается развлечение, без приглашения родителей, на котором те 
дети, которые не были активно задействованы в утреннике, могут себя
проявить.
Какую роль играют родители в подготовке к утреннику?
Родители разучивают и повторяют слова и репетируют роли дома,
чтобы ребенок более комфортно чувствовал себя на репетициях, а в
последствии, и на утреннике. По желанию и возможности помогают в
подготовке костюмов, декораций, атрибутики. Поддерживают
положительный эмоциональный настрой ребенка; напоминают правила
поведения на утреннике.
Есть ли в детском саду костюмы для утренников?
Да, в нашем саду есть костюмерная. В основном в ней хранятся
костюмы на взрослых персонажей, которые приглашаются к детям на
утренник. Есть и костюмы для детей. Родители всегда могут преподнести в
дар костюм своего ребенка, который стал мал по размеру или просто,
закончен праздник и костюм больше не пригодится.
Почему важно присутствие родителей на утреннике?
Для ребенка принципиально отличается выступление перед зрителями
«вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и
любимый человек, чье мнение для него очень важно. Если все же никто из
членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно
предупредите об этом ребенка. Ни в коем случае не обнадеживайте его и не
обманывайте! Ребенок будет ждать, постоянно смотреть на дверь, откажется
выступать и утренник пройдет мимо него.
Почему нужна сменная обувь, а не бахилы?
Во-первых, утренник — это достаточно долго, бахилы ненадежные,
они рвутся и на полу или коврах в группе и зале остается грязь. Бахилы
нужны, когда вы на короткое время забежали в детский сад.
Во-вторых, когда родители выходят в общий хоровод или для участия в
конкурсе, очень не эстетично выглядят нарядные платья рядом с синими
медицинскими бахилами.
Почему так важно участие родителей в конкурсах и совместных
номерах?
Очень часто сценарии детских утренников предполагают
интерактивность. Родителям предлагают поучаствовать в конкурсах,
музыкальных номерах, играх. Не отказывайтесь от участия! Дети гордятся
выступлением своих родителей. Да и вы, скорее всего, получите
удовольствие, ненадолго став ребенком.
Почему у ребенка на утреннике должны быть чешки, а не туфли
или иная обувь?
Одним из видов деятельности на утреннике являются музыкально-
ритмические движения. По методике дети должны выполнять эти движения в
чешках. Цвет не имеет значения. Отдельно стоит вопрос красоты: дети в
разношерстной обуви (туфлях, кроссовках, кедах) выглядят не эстетично.
Как правильно выбрать одежду для утренника?
Прежде чем покупать наряд ребенку, уточните у воспитателя тематику
праздника и рекомендации музыкального руководителя. Если утренник
подразумевает карнавал, то можно подобрать костюм какого-либо героя. В
иных случаях выбирайте классический вариант наряда. Наряд должен быть
по возрасту (платье с декольте на девочке 4 лет смотрится более чем
сомнительно); удобным, не сковывающим движение во время танца:
элементарно в нем должно быть удобно сидеть на стуле. Вариант одежды на
утренник для мальчиков: классическая белая рубашка, классические черные
брюки, бабочка или галстук, жилет. Для девочек уместно нарядное платье.
Цвет платья должен учитывать тематику утренника. Например, девочка,
танцующая танец снежинки в черном платье – это оригинально, но не для
детского сада. Платье не должно содержать деталей декора, которые могут
легко отклеиться или оторваться. Прическа должна быть аккуратной и не
мешать движениям, так как на утренниках дети играют в подвижные игры. В
костюме не допускаются маски, которые закрывают лицо ребенка.
Почему нельзя одеть ребенка в карнавальный костюм на новогодний
утренник?
Карнавальные костюмы уместны, когда сценарий утренника
подразумевает карнавал. Если же сценарий подразумевает сюжет русской
народной сказки, то ребенок в костюме, к примеру, мушкетера будет
выглядеть не очень уместно. Музыкальные руководители нашего ДОО
пишут прекрасные сценарии, объединенные единой сюжетной линией.
Поэтому и костюмы на эти праздники подбираются с учетом тематики или
сюжета сценария. Если на новогоднем утреннике вашему ребенку не удалось
покрасоваться в карнавальном костюме, не переживайте. Для этого у нас
есть досуги и развлечения. А еще Вы можете со своим ребенком посетить
массу новогодних представлений в ДК «Октябрь» или ДК «ВГС», а также в
других местах массового пребывания детей, где проходят новогодние ёлки.
Например, в кукольном театре «Арлекин», где возможно получите приз за
лучший карнавальный костюм.
Почему ограничивается количество приглашенных на утренник?
К сожалению, у нас не очень большой музыкальный зал. Если в группе
25-30 детей и к каждому из них на утренник придет хотя бы один гость, то
это 25-30 взрослых. Прибавьте сюда воспитателей, музыкального
руководителя, героев, администрацию детского сада, ведь утренник – это еще
и отчетная работа музыкальных руководителей, воспитателей. Часто
родители приглашают еще видеооператора и(или) фотографа. Наш зал
физически не может вместить большое количество гостей. В зале становится
душно, потому что мы не может проветривать помещение в присутствии
детей. И дети и взрослые чувствуют себя не очень комфортно. Поэтому мы
просим родителей ограничить количество членов семьи, присутствующих на
утреннике. Конечно, любимым бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам,
тетям и дядям трудно отказать. Предложите им альтернативу – они смогут
посмотреть утренник на видео. Договоритесь на родительском собрании о 
том, кто будет вести фото- и видеоархив группы. Тогда вы сможете показать
утренник своего ребенка всем родственникам и друзьям.
Отдельно хочется коснуться вопроса о присутствии маленьких
гостей - братиков и сестричек. Малыши не совсем понимают, куда они
пришли и зачем: могут капризничать, пытаться выбежать к братику или
сестренке, а это отвлекает и детей и взрослых от праздника.Поэтому мы
настоятельно просим Вас НЕ БРАТЬ на праздники маленьких детей!
Как правильно организовать фото- и видеосъемку утренника?
Всем родителям хочется запечатлеть своего ребенка на утреннике во
всей красе. И зачастую они увлекаются фотосъемкой, забывая, что пришли
на утренник, а не на фотосессию.
Пожалуйста, помните, что:
 нельзя выбегать в зал в процессе утренника, чтобы
сфотографировать ребенка. Дети отвлекаются на фотовспышки, начинают
позировать, забыв про музыкальный номер. Мы всегда стараемся оставить
время на фотосессию с героями после утренника. Но учитывайте, что этого
времени может быть совсем немного. Бывает, что в один день проходит
несколько утренников подряд, а между утренниками обязательно нужно
проветрить помещение, сделать влажную уборку.
 активно фотографируя своего ребенка, вы можете мешать другим
родителям смотреть утренник;
 размещая штатив или выбирая более удобное место для съемки,
уточните у музыкального руководителя, не будет ли ему это мешать при
проведении утренника. Аналогично следует поступить в случае, когда вы
приглашаете фото (и) или видеооператора на утренник.
ВНИМАНИЕ! При размещении фотографий и видео в социальных
сетях учитывайте, что на этих материалах могут быть дети, чьи родители
против публикации изображений своего ребенка в сети «Интернет».
Оговорите этот вопрос на родительском собрании.
Что не рекомендуется или категорически нельзя делать на
утреннике?
Постарайтесь не опаздывать. Если все-таки это произошло,
постарайтесь войти зал, не привлекая внимания, и займите любое свободное
место, не мешая другим зрителям.
Нельзя приходить на утренник в верхней одежде и грязной обуви.
Нельзя пользоваться сотовыми телефонами. Это некорректно и не
вежливо по отношению к детям, педагогам и другим гостям. Нельзя выбегать
в зал во время утренника. Даже, если вы увидели, что у ребенка что-то
развязалось или отклеилось.
Нельзя привлекать внимание ребенка жестами и выкриками, вставать с
места и переходить с одного места на другое во время выступления детей.
Нельзя разговаривать и шуметь. Разговоры и шумы отвлекают детей,
мешают педагогам и гостям. Потерпите до окончания утренника, и вы все
сможете обсудить вне зала, никому не мешая. Несоблюдение этих
элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя
главными участниками действия.
Кто и почему играет героев на утренниках?
К сожалению, мы не имеем финансовой возможности приглашать на
утренник профессиональных актеров, поэтому в утренниках, в качестве
героев, участвуют педагоги нашего детского сада.
В этом есть свои плюсы:
 наши педагоги знают детей, всегда могут что-то
подкорректировать в ходе утренника, вовремя вывести ребенка из игры или
поддержать, если у него что-то не получилось;
 подготовка к утреннику проходит легче;
 малыши не пугаются героев, так как чувствуют знакомых людей.
Наши педагоги, безусловно, не профессиональные актеры, но не забывайте,
что они потратили свое время и силы, чтобы вашему ребенку было интересно
и весело. Относитесь с уважением к их труду. Очень некрасиво выглядит, 
когда еще в процессе утренника, родители начинают обсуждать игру героев,
их действия или внешний вид.
Как правильно оценить выступление ребенка?
Для ребенка утренник — это серьезное событие и очень ответственное.
Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите
его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то
забыл или перепутал, не придавайте этому значения и уж ни в коем случае не
устраивайте «разбор полетов», и не сравнивайте своего ребенка с Машей,
Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И
он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Здравствуйте, уважаемые родители! Я хотела бы сегодня вас познакомить с
особенностями музыкального воспитания детей раннего возраста в детском
саду. Особую значимость в первые дни жизни малыша в детском учреждении
имеет музыкальное воспитание.
Музыка помогает адаптироваться в коллективе детей, быстрее
устанавливается контакт музыкального руководителя и воспитателя с
малышом.
Мы решили, как можно шире применять фольклорный материал в работе с
детьми раннего возраста. Правильно подобранный репертуар помогает
погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к
пока еще не знакомому для него коллективу детей, музыкальному
руководителю, воспитателю. В общем, отвлечься и успокоиться.
Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки,
приговорки и попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша:
вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок делает
ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому
тексту. Это забавляет, радует его поведение.
Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям.
Колыбельные – успокаивали, веселые – радовали, в них звучит любовь к
ребенку, забота о нем.
Например, перебираем пальчики ребенка и приговариваем:
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот этот пальчик – наш малыш
И зовут его Денис!!!
Ребенок прислушивается к словам, веселеет.
Далее, берем ребенка за руки и приговариваем:
«Ладушки, ладушки», «Сорока-сорока» и т.д.
Сажаем на лошадку
«Еду, еду, к бабе , к деду
На лошадке в красной шапке»
Катаем курочку, приговариваем:
«Курочка-тараторочка по дворику ходит,
Цыпляток водит, хохолок раздувает,
Малых деток потешает»
Берем заиньку, вместе с ним скачем:
«Скачет зайка маленький, около завалинки
Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка»
и ловим зайчика.
Берем кошечку, поем с выполнением движений по тексту:
«Есть у киски глазки, есть у киски ушки,-
показываем глазки, затем ушки
Есть у киски лапки – мягкие подушки,- гладим рук
Киска, киска, не сердись!- грозим пальцем
Не царапай деток, брысь!» - хлопок руками
Все эти потешки целесообразно закреплять с ребенком и дома, тогда он
активнее, увереннее будет участвовать на музыкальных занятиях и в группе.
Также маленькие песенки–попевки помогают в проведении режимных
моментов. Так вот, для того, чтобы дети умывались с удовольствием поем
следующую песенку «Ай, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся
маме (ребяткам) улыбаемся». Дальше, кушаем и приговариваем «Умница,
Катенька, ешь кашку сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую»
Обязательно, на ночь поем колыбельную: «Баю, баю, мишку раздеваю,
мишенька устал, целый день играл»
Все эти перечисленные потешки, помогают в жизни, идут от истоков
народной культуры. Но для этого, надо приложить труд и желание, не
ограничиваться прослушиванием дисков с колыбельными и сказками, а
научиться их петь вместе с детьми о тогда наши дети вырастут
доброжелательными, жизнелюбивыми, любящими свою семью и
окружающий мир.