Инструктор по ФК
Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!
«Живем по режиму».
Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым,
закаленным.
Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел
хороший аппетит, полноценный сон, надо строго придерживаться режима.
Он является важнейшим условием правильного воспитания. Режим – это
рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов
деятельности в течение суток. Сон, еда, прогулки, непосредственно
образовательные деятельности – все это должно проводиться в определенной
последовательности. Ритмичный распорядок жизни способствует
нормальному развитию детского организма.
Почему так важен режим? Все жизненные процессы в организме протекают
в определенном ритме. Сердце работает ритмично – вслед за сокращением
наступает расслабление; дыхание ритмично, когда вдох и выдох равномерно
сменяют друг друга; пища в пищеварительном тракте перерабатывается в
определенные сроки.
Все явления в природе так же протекают в ритме: смена времен года, дня и
ночи. Ученые установили, что упорядоченная режимом жизнь
обеспечивает нормальное течение жизненных процессов.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим
укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное
осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от
переутомления.
Если же ребенок ест, спит, отдыхает, гуляет, занимается, когда ему
заблагорассудится, то у него в скором времени теряется аппетит, сон
становится беспокойным, ребенок плохо развивается, появляются капризы,
упрямство. Он менее дисциплинирован и послушен.
Одним из существенных компонентов режима дня является прогулка. Это
наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в
процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую
очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует
повышению сопротивляемости организма, закаляет его, укрепляет здоровье.
Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ,
особенно белкового компонента пищи, усвояемости питательных веществ.
После прогулки у ребенка всегда нормализуется сон и аппетит. Прогулка
дает детям возможность в подвижных играх, трудовой деятельности,
разнообразных физических упражнениях удовлетворять свои потребности в
движении. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением
особо неблагоприятных погодных условий.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность
находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность
и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными
отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно
функциональный уровень детей в понедельник хуже, чем во второй – третий
день недели. Поэтому домашний режим ребенка в те дни, когда он не
посещает детский сад, не должен отличаться от режима дошкольного
учреждения.
Подводя итоги, хочется сказать, что упорядоченный домашний режим,
ежедневные вечерние прогулки, полноценный ночной сон ребенка, а в
выходные дни полноценный отдых на свежем воздухе, регламентация
просмотра телевизионных передач (особенно перед сном) будут
способствовать нормальному росту и развитию ребенка, его физическому и
душевному благополучию.
Формирование основ здорового образа жизни
у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей особенности
здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и
укрепления здоровья – одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания. Уже в
дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную
на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой,
элементарным навыком.
Проблема оздоровления, воспитания и развития –
компания ни одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на
длительный период, включающий в себя три этапа:
Первый этап –
мы начали занятие с того, что познакомили детей с особенностями тела человека. Чтобы дети могли
лучше изучить свое тело, просили их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Также около
зеркала ребятам предлагали изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек.
Овладение знаниями через игру стало для нас главным условием работы. В дидактической игре «Назови и
покажи» мы называли какое –то действие, а дети называли соответствующий орган и показывали его.
Целью игры «Умею – не умею» было акцентировать внимание детей на умениях и физических
возможностях своего организма. При помощи серии дидактических игр детей подводили к мысли о том,
что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Это такие игры, как
«Полезно – неполезно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный – синий», «Разложи правильно».
Еще одной формой, которая наиболее полюбилась детям, были «Размышления детей на тему…»,
проходившие в теплой непринужденной обстановке. Дети собирались в круг, обычно это проходило в
вечернее время, и говорили о здоровье человека. Они рассказывали, как с родителями проводили время с
пользой для здоровья.
Также мы предлагали детям проблемную ситуацию. Обсуждая ее, дети методом проб и ошибок делали
выводы о важности здорового образа жизни для человека. Большое внимание уделялось работе с
наглядным материалом. В «уголок здоровья» вносили различные иллюстрации с изображением больного и
здорового человека, полезных и вредных продуктов.
Сформировав у детей представления о человеке как о части природы, перешли ко второму этапу, целью
которого было дать элементарные представления об отдельных частях тела и основных органов чувств,
сформировать навыки ухода за ними. Чтобы на конкретном примере показать, к чему может привести
несоблюдение человеком элементарных правил сохранение своего здоровья, использовали моделирование
ситуации, цель которой – в реальных условиях показать, что здоровый человек это не только тот, кто
укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных
частей тела. Чтобы подвести детей к пониманию роли разных частей тела в организме человека,
проводили игровой тренинг. Учили выполнять игровой массаж – самомассаж.
Цель третьего этапа – формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье человека,
закрепление знаний о здоровом образе жизни. Организуя работу на этом этапе, старались показать, что
здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься
спортом, много гулять, закаливать свой организм. Этому способствовали занятия на спортивном
комплексе, организация двигательной активности на прогулке. Досуги и развлечения проводили не
только в помещении, но и на свежем воздухе. Под присмотром медсестры дети осуществляли
закаливающие процедуры: в летнее время загорали на солнце, бегали босиком по траве, ходили по
«Ручейку здоровья», плескались в бассейне.
Дальнейшую перспективу мы видим в том, чтобы продолжать работу по формированию здорового
образа жизни у детей, расширять и углублять их знания об организме человека, необходимости
заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих его людей.
КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ – 30 ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ И
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.Помни: Здоровье — не все, но все без здоровья —
ничто!
2.Здоровье — не только физическая сила, но и
душевное милосердие.
3.Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым
ты обязан помогать, защищать.
4.Здоровье — это твоя способность удовлетворить в
разумных пределах наши
потребности.
5.Здоровому человеку нужен не только хлеб, но и
духовная пища: не хлебом единым жив человек.
6.Здоровье — это физическая и гигиеническая
культура нашего тела: нет ничего красивее
человеческого тела.
7.Здоровье — это духовная культура человека:
доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя
окружает.
8.Здоровье — это социальная культура человека,
культура человеческих отношений.
9.Здоровье — это любовь и уважение к человеку:
отнесись к другому так, как ты бы хотел, чтобы он
относился к тебе.
10.Здоровье — это любовь и бережное отношение к
природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать
человечества.
11.Здоровье — это стиль и образ твоей жизни; образ
жизни — источник здоровья и источник всех бед —
все зависит от тебя и твоего образа жизни.
12.Хочешь быть здоровым — подружись с физической
культурой, чистым воздухом и здоровой пищей:
пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй.
13.Помни: солнце — нам друг и мы все дети Солнца,
но с его лучами не шути: загорание не должно стать
сгоранием на солнце.
14.Периодически ходи по земле босиком — земля дает
нам силу и отводит из тела лишнее электричество.
15. Учись правильно дышать — спокойно, неглубоко и
равномерно.
16.Бежать можно от инфаркта и к инфаркту:
соответствующий возрасту и умеренный бег —
целебен, чрезмерный — болезнен.
17.Работай размеренно, спокойно, без рывков и
чрезмерностей: труд должен быть радостным, тогда он
будет продуктивным и целебным.
18.Семья — наша опора и наше счастье: делай в семье
все так, чтобы каждый член семьи чувствовал
нужность и зависимость друг от друга.
19.Выработай стиль и режим своей жизни: ты должен
ему следовать всю жизнь.
20. Лучший доктор твоего здоровья — ты сам, но цени
и выполняй советы врача, будь к ним внимательным и
уважительным.
21.Будь внимательным и милосердным к детям и
старикам: если можешь — помоги и не проходи мимо
чужого горя.
22.Люби нашу Землю — мать и кормилицу, бережно
относись к ней и ко всему живому, чему она дала
жизнь. Хочешь жить — люби жизнь.
23.Человек будет все дальше и дальше проникать в
Космос, но колыбель — наша Земля, и к ней мы всегда
будем возвращаться.
24.Мы люди одной судьбы и все должны бороться за
Мир и Солнце на Земле: без Мира не будет ни жизни,
ни здоровья.
25.Здоровье — наш капитал: его можно увеличивать,
его можно и прокутить: хочешь быть здоровым —
будь им!
26.Стрессов в жизни не избегай, но и не ищи себе
лишних: стрессы могут укреплять и тренировать,
могут — ослаблять.
27.Если хочешь быть больным — заболей здоровьем,
поверь в великие целебные силы нашего тела и нашей
души.
28.Красота укрепляет тело и дух, все безобразное их
разрушает.
29.Лучший доктор твоего здоровья — ты сам, но цени
и выполняй советы врача, будь к ним внимательным и
уважительным.
30.Не считай дни, проведенные в больнице, а считай
дни, проведенные на природе.
Вполне очевидно, что залог сохранения здоровья —
здоровый образ жизни. Вполне очевидно также, что
если человек не будет любить жизнь, бороться за
полноценное духовное и физическое долголетие, то
никакая современная наука, лекарства и рецепты не
помогут. Для сохранения здоровья не следует
надеяться ни на какие чудеса. Прежде всего
необходима высокая культура поведения и здоровый
образ жизни, высокая культура жизни и культура
мысли.